Решение Верховного суда: Определение N 53-АПГ15-50 от 14.10.2015 Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело №53-АПГ15-50

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 14 октября 2015 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Александрова В.Н.,

судей Абакумовой И.Д., Никифорова С Б .

при секретаре Костереве Д.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Красноярского края о признании недействующим и не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу пункта 3 статьи 1 Закона Красноярского края от 1 декабря 2014 года № 7-2873 «О приостановлении в 2015 году и плановом периоде 2016-2017 годов действия отдельных положений законов края» в части приостановления действия абзаца четвертого пункта 1, абзаца четвертого пункта 7 статьи 11-1, абзаца первого пункта 2 статьи 17-1 Закона Красноярского края от 2 ноября 2000 года №12-961 «О защите прав ребенка в части учета прогнозируемого уровня инфляции,

по апелляционной жалобе Губернатора Красноярского края на решение Красноярского краевого суда от 2 июля 2015 года, которым заявление удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., представителя Губернатора Красноярского края Савельевой СБ., представителя Законодательного Собрания Красноярского края Мигаль СМ., прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., полагавшего решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

прокурор Красноярского края обратился в Красноярский краевой суд с

заявлением о признании недействующим и не подлежащим применению с

момента вступления решения суда в законную силу пункта 3 статьи 1 Закона

Красноярского края от 1 декабря 2014 года № 7-2873 «О приостановлении в

2015 году и плановом периоде 2016-2017 годов действия отдельных

положений законов края» в части приостановления действия абзаца

четвертого пункта 1, абзаца четвертого пункта 7 статьи 11-1, абзаца первого

пункта 2 статьи 17-1 Закона Красноярского края от 2 ноября 2000 года

№12-961 «О защите прав ребенка» в части учета прогнозируемого уровня

инфляции.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что

оспариваемые нормы противоречат Федеральному закону «О

дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей», которым гарантировано полное

государственное обеспечение детей-сирот, бесплатным питанием,

бесплатным комплектом одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатным общежитием и бесплатным медицинским обеспечением или возмещение их полной стоимости.

Решением Красноярского краевого суда от 2 июля 2015 года в заявление прокурора Красноярского края удовлетворено.

Губернатор Красноярского края обратился с апелляционной жалобой, в

которой просит отменить судебный акт, ссылаясь на неправильное

применение судом норм материального права.

На апелляционную жалобу прокуратурой Красноярского края

представлены возражения.

Законодательным Собранием Красноярского края представлены

пояснения на апелляционную жалобу.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, рассмотрела апелляционную жалобу в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Законом Красноярского края от 2 ноября 2000 года №12-961 «О защите прав ребенка» (далее - Закон №12- 961) установлены основные гарантии прав и законных интересов ребенка в целях создания правовых и социально-экономических условий для их реализации, а также меры социальной поддержки детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Статьей 11-1 Закона №12-961 устанавливаются дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц

из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на

образование.

Так согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 11-1 Закона № 12-961 финансовое

обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части их содержания в частных образовательных организациях осуществляется путем предоставления субсидий частным образовательным организациям за счет средств краевого бюджета.

Абзац 4 пункта 1 указанной статьи определяет размер субсидии, которая рассчитывается по средним розничным ценам, сложившимся на потребительском рынке городского округа города Красноярска определяемым Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, в прошедшем финансовом году, с учетом уровня инфляции, прогнозируемого в законе края о краевом бюджете.

Абзац 4 пункта 7 настоящей статьи устанавливает размер денежной компенсации, которая рассчитывается по средним розничным ценам сложившимся на потребительском рынке городского округа города Красноярска, определяемым Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, в прошедшем финансовом году, с учетом уровня инфляции, прогнозируемого в законе края о краевом бюджете.

Выплачивается такая денежная компенсация детям-сиротам и детям оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, находящихся на полном государственном обеспечении взамен одежды, обуви, бесплатного питания исходя из полной их стоимости.

Статья 17-1 Закона №12-961 устанавливает гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством) у приемных родителей, на содержание (материальное обеспечение).

Пункт 1 указанной статьи устанавливает размер денежных средств выплачиваемых опекунам (попечителям), приемным родителям на приобретение продуктов питания, одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а именно из стоимости продуктов питания, одежды, обуви, мягкого инвентаря, которыми обеспечиваются такие дети, находящиеся в краевых государственных образовательных организациях.

Абзац 1 пункта 2 указанной статьи устанавливает размер денежных средств на приобретение продуктов питания, одежды, обуви, мягкого инвентаря, который рассчитывается по средним розничным ценам сложившимся на потребительском рынке городского округа города Красноярска, определяемым Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, в прошедшем

финансовом году, с учетом уровня инфляции, прогнозируемого в законе края

о краевом бюджете.

1 декабря 2014 года Законодательным Собранием Красноярского края

принят и 16 декабря 2014 года подписан Губернатором Красноярского края

Закон Красноярского края от 1 декабря 2014 года №7-2873 «О

приостановлении в 2015 году и плановом периоде 2016-2017 годов действия

отдельных положений законов края» (далее - Закон №7-2873).Текст Закона

был опубликован 19 декабря 2014 года в официальных источниках

информации. Документ вступил в силу с 1 января 2015 года.

Пунктом 3 статьи 1 Закона № 7-2873 приостановлено действие абзаца четвертого пункта 1, абзаца четвертого пункта 7 статьи 11-1, абзаца первого пункта 2 статьи 17-1 Закона Красноярского края от 2 ноября 2000 года №12- 961 «О защите прав ребенка» в части учета прогнозируемого уровня инфляции.

Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции, признавая нормативный правовой акт в оспариваемой части противоречащим федеральному закону и удовлетворяя требования прокурора, правомерно исходил из следующего.

Осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан: детей-сирот нетрудоспособных, малообеспеченных и др., для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию (статья 39 Конституции Российской Федерации).

Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.

Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» гарантировано полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - предоставление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости.

Полное государственное обеспечение также гарантировано детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа обучающимся по образовательным программам среднего профессионального образования по очной форме обучения.

В силу статьи 5 данного закона материальное содержание детей-сирот и

детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа

возложено на субъект Российской Федерации.

До 1 января 2005 года выплату денежных средств на содержание детей-

сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, государство

производило исходя из установленных натуральных норм по фактическим

ценам данного региона, и они являлись расходными обязательствами, как

Российской Федерации, так и субъекта Российской Федерации.

После издания Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ

«О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и

признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской

Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении

изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах

организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в статью 150 Семейного кодекса Российской Федерации были внесены изменения - с 1 января 2005 года на содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и в размере, установленном законами субъектов Российской Федерации. В настоящее время указанное положение закреплено в пункте 3 статьи 148 Семейного кодекса Российской Федерации, введенном Федеральным законом от 24 апреля 2008 года № 49-ФЗ.

В силу подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изменениями от 18 октября 2007 года) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) относится решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).

Вышеназванными федеральными законами субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать и исполнять за счет собственных доходов выплату денежных средств в порядке и размере которые установлены соответствующими законами субъектов Российской Федерации, при условии, что объем финансирования соответствующих мер социальной поддержки не будет уменьшен и детям-сиротам за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей будет обеспечено предоставление бесплатного питания, бесплатного комплекта

одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного

медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости.

Следовательно, законодательство субъекта Российской Федерации не должно противоречить нормам, установленным в частности статьей 1

Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных

гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без

попечения родителей», в которой предусмотрено, что в Российской Федерации устанавливается принцип полного государственного обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, независимо от форм их устройства и включает в себя предоставление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости.

Во исполнение предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий принят Закон Красноярского края от 2 ноября 2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка», который устанавливает меры социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (преамбула Закона).

Приостановленными нормами, а именно: абзацем четвертым пункта 1, абзацем четвертым пункта 7 статьи 11-1, абзацем первым пункта 2 статьи 17-1 Закона Красноярского края от 2 ноября 2000 года №12-961 «О защите прав ребенка» были установлены размеры исчисления и выплаты субсидий компенсаций, и выплат денежных средств причитающиеся детям-сиротам детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в части учета прогнозируемого уровня инфляции.

В данном случае приостановление действия указанных норм влечет временное прекращение выполнения государством своих обязательств, и указанные размеры денежных выплат не будут учитывать уровень инфляции на текущий год.

Приказом Росстата от 30 декабря 2014 года № 734 «Об утверждении официальной статистической методологии организации статистического наблюдения за потребительским ценами на товары и услуги и расчета индексов потребительских цен» инфляция определена как социально экономическое явление, характеризующееся общим повышением уровня цен в результате обесценивания наличных и безналичных денежных средств и снижения покупательной способности.

Таким образом, индексация является механизмом поддержания покупательной способности денежных доходов и сбережений граждан, в связи с ростом цен на потребительские товары.

Исполнение обязанности субъектом по полному государственному обеспечению детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа предполагает обязательность индексации установленных выплат на их содержание, так как иное в условиях инфляции, не сможет гарантировать им возможность приобретения полного набора продуктов питания, одежды обуви, мягкого инвентаря исходя из фактических цен на такие товары.

Расчет денежных сумм на содержание детей-сирот без учета прогнозируемого уровня инфляции ухудшает условия предоставления мер социальной поддержки.

Положения федерального законодательства предоставляют субъектам Российской Федерации право самостоятельно устанавливать и исполнять за счет собственных доходов выплату денежных средств в порядке и размере которые установлены соответствующими законами субъектов Российской Федерации, при условии, что совокупный объем финансирования соответствующих мер социальной поддержки не будет уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Поскольку в принятом Законе Красноярского края от 1 декабря 2014 года № 7-2873 «О приостановлении в 2015 году и плановом периоде 2016- 2017 годов действия отдельных положений законов края» не учтены требования конституционных норм дающих право на льготы для отдельных категорий граждан с индексацией выплат в условиях инфляции, то он правомерно признан судом первой инстанции недействующим в оспариваемой части.

Таким образом, при рассмотрении дела судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права не выявлено, в связи с чем оснований для отмены решения суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Красноярского краевого суда от 2 июля,2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Губернатора Красноярского края - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи


Комментарии ()