Решение Верховного суда: Определение N 59-КГ15-1 от 23.03.2015 Судебная коллегия по гражданским делам, кассация

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№ 59-КГ15-1

ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 23 марта 2015 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Пчелинцевой Л.М.,

судей Фролкиной СВ., Кириллова ВС.

рассмотрела в судебном заседании 23 марта 2015 г. гражданское дело по иску Рукавишникова С В и Рукавишниковой С Л к администрации г. Благовещенска, Государственному казенному учреждению - Управлению социальной защиты населения по городу Благовещенску и Благовещенскому району о включении в списки граждан пострадавших от чрезвычайной ситуации и имеющих право на получение финансовой помощи за счет средств федерального бюджета, возложении обязанности произвести выплату финансовой помощи

по кассационной жалобе представителя Рукавишникова С В - Рукавишникова В М на решение Благовещенского городского суда Амурской области от 28 мая 2014 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 15 июля 2014 г., которыми исковые требования удовлетворены частично.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Фролкиной СВ.,

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Рукавишников С В и Рукавишникова С Л обратились в суд с иском к администрации г. Благовещенска Государственному казенному учреждению - Управлению социальной защиты населения по городу Благовещенску и Благовещенскому району (далее ГКУ УСЗН по г. Благовещенску и Благовещенскому району) о включении их в списки граждан, пострадавших от чрезвычайной ситуации и имеющих право на получение финансовой помощи за счет средств федерального бюджета возложении обязанности произвести выплату финансовой помощи.

8 обоснование своих требований истцы указали, что проживают в доме по ул. , собственником которого является Рукавишников В М , супруг Рукавишниковой СЛ и отец Рукавишникова С В . Домовладение, в котором они проживают оказалось в зоне затопления в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле - августе 2013 года на территории Амурской области. В сентябре 2013 года проживающий по другому адресу Рукавишников В М (брат и опекун Рукавишникова В М действуя в интересах опекаемого Рукавишникова В М и членов семьи последнего, обращался в администрацию г. Благовещенска с заявлениями о выплате единовременной материальной и финансовой помощи При рассмотрении указанного выше заявления комиссией администрации г. Благовещенска были обследованы жилой дом по ул в г. и имущество семьи Рукавишниковых. Комиссия пришла к выводу о том, что имущество утрачено полностью, о чем 20 сентября 2013 г были составлены акты обследования жилого дома и имущества и определены размеры материальной и финансовой помощи соответственно руб. и

руб.

9 сентября 2013 г. Рукавишников Вл.М. и истцы - Рукавишников СВ Рукавишникова С.Л. были включены в списки на получение единовременной материальной помощи, которая была им перечислена в полном объеме, однако в результате технической описки, допущенной работниками администрации г. Благовещенска, в списках на получение финансовой помощи был указан только Рукавишников Вл.М., а истцы Рукавишников СВ и Рукавишникова СЛ. в данный список включены не были. Указанная информация отражена в письме администрации г. Благовещенска от 8 апреля 2014 г.

Истцы считают нарушенными свои права на получение финансовой помощи в связи с полной утратой имущества вследствие чрезвычайной ситуации, произошедшей в июле - августе 2013 года на территории Амурской области.

Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 28 мая 2014 г. на администрацию г. Благовещенска возложена обязанность включить Рукавишникову СЛ. в списки граждан, пострадавших от чрезвычайной ситуации, имеющих право на получение финансовой помощи за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации. На ГКУ-УСЗН по г. Благовещенску и Благовещенскому району возложена обязанность произвести выплату финансовой помощи Рукавишниковой СЛ. в размере

руб. за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации. Решение в данной части обращено к немедленному исполнению.

В удовлетворении заявленных Рукавишниковым С В . требований отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 15 июля 2014 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Представитель Рукавишникова С В . - Рукавишников В М обратился в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой в которой поставлен вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены решения Благовещенского городского суда Амурской области от 28 мая 2014 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 15 июля 2014 г. в части отказа в удовлетворении исковых требований Рукавишникова СВ. и принятия в этой части нового судебного постановления об удовлетворении иска.

По результатам изучения доводов кассационной жалобы 2 декабря 2014 г судьей Верховного Суда Российской Федерации Фролкиной СВ. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и ее же определением от 11 февраля 2015 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили. От представителя третьего лица - Правительства Амурской области поступило заявление о рассмотрении дела без его участия. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и письменные возражения на нее представителя Правительства Амурской области Шуйской В.Ш. и представителя администрации г. Благовещенска Безрукова А.И., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 ГПК РФ).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что в настоящем деле такого характера существенные нарушения норм материального права были допущены судами первой и апелляционной инстанций, которые выразились в следующем.

Судом установлено, что Рукавишников СВ. проживает в доме по ул. , собственником которого является его отец Рукавишников Вл.М.

В связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле - августе 2013 года на территории Амурской области, указанное домовладение оказалось в зоне затопления.

Комиссией администрации г. Благовещенска было проведено обследование данного жилого дома, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации вследствие паводка. Составленными по результатам обследования актами от 20 сентября 2013 г. зафиксировано, что собственником домовладения является Рукавишников В М совместно с ним проживают два члена семьи - Рукавишникова С.Л. (жена) и Рукавишников СВ. (сын), жилой дом затоплен водой выше уровня пола кухонный очаг имеет следы деформации, отмечено набухание элементов фундамента, балок, обшивки и стоек подполья, покрытие пола имеет следы деформации, намокание и разрушение завалинки, имущество указанных граждан утрачено полностью.

На основании обследования комиссией администрации г. Благовещенска дано заключение, в котором определен размер единовременной материальной помощи Рукавишниковым (3 человека) - руб., финансовой помощи -

руб.

Согласно письму администрации г. Благовещенска от 8 апреля 2014 г. № ЧСР-757 в результате технической ошибки, допущенной работниками администрации г. Благовещенска, в списки на получение финансовой помощи не были включены Рукавишников СВ. и Рукавишникова С.Л., которым было рекомендовано обратиться в суд для разрешения вопроса о включения их в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.

Разрешая спор по существу и принимая решение об удовлетворении заявленных Рукавишниковой СЛ. требований, суд первой инстанции исходил из того, что дом по ул. в г является совместной собственностью супругов - Рукавишникова Вл.М. и Рукавишниковой СЛ. (статья 33 Семейного кодекса Российской Федерации в связи с чем Рукавишниковой С.Л., признанной пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, должна быть выплачена финансовая помощь за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации, поскольку ею был соблюден установленный действующим законодательством заявительный порядок для получения соответствующих выплат. При этом суд принял во внимание, что администрация г. Благовещенска признала допущенную техническую ошибку своего работника, в результате которой Рукавишникова СЛ. не была включена в списки на получение финансовой помощи.

В то же время суд первой инстанции не нашел правовых оснований для удовлетворения заявленных Рукавишниковым С В . требований и отказал ему в иске, указав, что он не относится к категории лиц, имеющих право на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации, поскольку собственником подвергшегося затоплению вследствие крупномасштабного наводнения жилого дома по указанному выше адресу не является.

Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда согласилась с этими выводами суда первой инстанции.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что приведенные выводы судебных инстанций в части отказа в удовлетворении требований о включении Рукавишникова СВ. в списки граждан, пострадавших от чрезвычайной ситуации и имеющих право на получение финансовой помощи за счет средств федерального бюджета обязании произвести выплату финансовой помощи за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения сторон.

Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций, на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 указанного федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).

Президент Российской Федерации определяет в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (подпункт «а статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ).

В порядке реализации указанных полномочий Президентом Российской Федерации был издан Указ от 31 августа 2013 г. № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» (далее - Указ Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 г. № 693).

Подпунктом «б» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 г. № 693 в связи с крупномасштабным наводнением на перечисленных территориях в целях оказания помощи пострадавшему населению, выполнения первоочередных аварийно-спасательных и аварийно восстановительных работ и нормализации обстановки в указанных субъектах Российской Федерации на Правительство Российской Федерации возложена обязанность принять решения о выплате за счет средств федерального бюджета каждому гражданину, признанному пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающему в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб. (без ограничения по количеству членов семьи) и компенсации в размере 100 000 руб. за утрату имущества первой необходимости в случае, если это имущество было утрачено полностью или частично.

Во исполнение пункта 6 Указа Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 г. № 6936, предписывающего высшим исполнительным органам государственной власти Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области до 5 сентября 2013 г. образовать комиссии по ликвидации последствий наводнения во главе с высшими должностными лицами соответствующих субъектов Российской Федерации и решить вопрос о выплате гражданам, пострадавшими от наводнения, за счет средств бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации денежных средств в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, Правительством Амурской области 13 сентября 2013 г. было принято постановление № 423 «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета».

Пунктом 1 указанного постановления, в частности, предусматривалось оказание гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года и постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб. (без ограничения по количеству членов семьи) и финансовой помощи в размере 100 000 руб. в связи с полной или частичной утратой имущества:

1) за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются средства резервного фонда Правительства Российской Федерации:

а) единовременную материальную помощь (из расчета 10 000 руб. на человека, но не более 50 000 руб. на семью);

б) финансовую помощь в связи с утратой ими имущества (из расчета за частично утраченное имущество 50 000 руб. на человека, за полностью утраченное имущество - 100 000 руб. на человека);

Пунктом 2 этого же постановления утвержден Порядок выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета.

В соответствии с пунктом 1 этого порядка под пострадавшими гражданами понимаются граждане, постоянно проживавшие на период чрезвычайной ситуации в жилых помещениях, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года.

Выплата помощи производится государственными казенными учреждениями Амурской области - управлениями социальной защиты населения по городскому округу и (или) муниципальному району области гражданам, включенным, в частности, в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации (пункт 2 Порядка).

Кроме того, протоколом заседания комиссии при Правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 23 августа 2013 г. № 21 утверждены Методические рекомендации по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией произошедшей в июле - августе 2013 года на территории Амурской области (далее - Рекомендации).

Пунктом 2.1 Рекомендаций, подлежащих использованию исполнительными органами государственной власти Амурской области и органами местного самоуправления, в частности, для работы с гражданами которым может быть оказана единовременная материальная помощь и финансовая помощь в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле - августе 2013 года на территории Амурской области, предусмотрено что единовременная материальная и финансовая помощь оказывается гражданам, постоянно или преимущественно проживающим на территории муниципального образования, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации (паводок, дождь и иное опасное природное явление) и соответствующего условиям, определенным разделом II Рекомендаций применительно к соответствующему виду выплаты.

При этом согласно пункту 2.4 Рекомендаций финансовая помощь за полностью утраченное имущество (предоставляется при условии получения Амурской областью средств федерального бюджета и с учетом условий определенных на федеральном уровне уполномоченными органами - 100 000 руб. на человека) оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении (жилом доме), пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, при условии, что такой жилой дом (жилое помещение) подтоплен водой в результате чрезвычайной ситуации (при подъеме воды выше уровня пола помещения (первого этажа здания)) с повреждением находящегося в нем имущества граждан.

Из содержания приведенных выше нормативных положений регулирующих спорные отношения сторон, следует, что возникновение права пострадавших граждан на получение финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества не зависит от принадлежности им пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения на праве собственности, поскольку данная финансовая помощь оказывается пострадавшим гражданам в качестве компенсации за утрату имущества первой необходимости, обязательными условиями для ее выплаты являются постоянное проживание гражданина в жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, и установление факта полной или частичной утраты гражданином имущества.

Поскольку, как установлено судом, Рукавишников СВ. постоянно проживает в жилом доме, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации и находящемся на территории Амурской области, заключением полномочной комиссии органа местного самоуправления установлен факт полной утраты им имущества, то ввиду изложенного выше имелись необходимые основания для оказания ему ГКУ-УСЗН по г. Благовещенску и Благовещенскому району финансовой помощи в размере руб. как гражданину, пострадавшему в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, на основании подпункта «б» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 г. № 693.

Выводы же судебных инстанций о том, что Рукавишников СВ не относится к категории лиц, имеющих право на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества, так как собственником подвергшегося затоплению жилого дома не является, основаны на неправильном толковании положений законодательства Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, подлежащих применению при разрешении спора между Рукавишниковым С В . и администрацией г. Благовещенска, ГКУ- УСЗН по г. Благовещенску и Благовещенскому району.

С учетом изложенного решение Благовещенского городского суда Амурской области от 28 мая 2014 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 15 июля 2014 г., оставившее его без изменения, нельзя признать законными в части отказа в удовлетворении исковых требований Рукавишникова СВ., они приняты с существенными нарушениями норм материального права повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов истца Рукавишникова СВ., что согласно статье 387 ГПК РФ является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в указанной части. Поскольку все обстоятельства имеющие значение для дела, судом установлены, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу в данной части новое решение об удовлетворении заявленных требований Рукавишникова СВ.

Руководствуясь статьями 387, 388, 390 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Благовещенского городского суда Амурской области от 28 мая 2014 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 15 июля 2014 г. отменить в части отказа в удовлетворении требований о включении Рукавишникова С В в списки граждан, пострадавших от чрезвычайной ситуации и имеющих право на получение финансовой помощи за счет средств федерального бюджета и обязания произвести выплату финансовой помощи за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации, принять в указанной части новое решение, которым исковые требования Рукавишникова С В удовлетворить.

Обязать администрацию г. Благовещенска включить Рукавишникова С В в списки граждан, пострадавших от чрезвычайной ситуации, имеющих право на получение финансовой помощи за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации.

Обязать Государственное казенное учреждение-Управление социальной защиты населения по городу Благовещенску и Благовещенскому району произвести выплату финансовой помощи в размере руб Рукавишникову С В за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации.

В остальной части решение Благовещенского городского суда Амурской области от 28 мая 2014 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 15 июля 2014 г. оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи


Комментарии ()

    Судебная практика по статье 33 СК РФ